Тематика секций конференции АДИТ-2014

 

ДИСКУССИИ. Два-три модератора-ведущих. Один установочный доклад (максимум - 2 доклада, если есть альтернативное мнение) и несколько коротких выступлений на 5-7 слайдов (5 минут) тех, кто зарегистрирует свои тезисы на сайте (слово предоставляется на усмотрение модераторов). Вопросы и обсуждение. В скобках указаны модераторы

1. Военные конфликты, отраженные в музее средствами IT. К 70-летию снятия блокады Ленинграда. (Wolfgang StäblerД.Агапова)

2 .Цифровая стратегия в концепции развития музея, или Стратегия информатизации. (В.Определенов, К.Мееров)
XXI-й век потребовал новых подходов к построению инфраструктуры практически всех типов учреждений и организаций. Государственные учреждения культуры в своих проектных решениях в основном остаются пока на уровне конца прошлого века, осуществляя автономное проектирование и внедрение отдельных разрозненных систем, методик и технологий, и только очень немногие делают первые робкие шаги на пути к действительно современным профессиональным подходам и решениям. Задача секции – представить и обсудить стратегии системного развития информационного пространства и ИТ-инфраструктуры музея, как части общей стратегии его развития и модернизации

3. «Госкаталог умер. Да здравствует Госкаталог! «Закон о Музейном Фонде» новой редакции. (В.Определенов, Н.Петрова, Ю.Лошак)
Информация Минкультуры России о ходе внесения изменений в закон № 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и о подзаконных актах: "Положение о музейном фонде РФ", "Положение о Госкаталоге", "Единые правила и условия учета и хранения музейных предметов". Краткий отчет о ходе эксплуатации Госкаталога за 2013 год (ГИВЦ Минкультуры России)

4. Виртуализация памятников культурного наследия. (Н.Селиванов, А.Дриккер)
Виртуализация – это сугубо техническое компьютерное понятие. Цель виртуализации – получить преимущества в управлении программной средой, снизить затраты на ресурсы, ускорить вычислительные процессы. Эффект виртуализации культурного наследия, который производят IT – это замещение в воспринимаемой нами культурной среде оригинала другой сущностью – виртуальным информационным объектом. Взгляд на информатизацию сферы культуры как на виртуализацию ставит острые концептуальные и позиционные вопросы:  место и роль подлинных предметов в меняющейся парадигме музейной практики,  творчество с использованием IT как новая составляющая музейной практики,  перепроектируемое и управляемое историческое прошлое

5. Нематериальное культурное наследие. (Н.Браккер, Д.Гук)
Нематериальное культурное наследие – это обычаи, знания и навыки, культурные пространства, признанные сообществами как часть их культурного наследия. Цифровые модели, сетевое искусство и другие объекты, рожденные цифровыми – тоже нематериальное культурное наследие. Методы виртуальной археологии – один из способов выявления, изучения, сохранения и популяризации нематериального культурного наследия.  Какова роль музеев и архивов в сборе, сохранении и представлении нематериального культурного наследия с помощью информационных технологий?

6. Виртуальный музей. «И это все о нем…» (Н.Толстая, Л.Ноль)
Понятие «виртуальный музей» трактуется по-разному: сайты несуществующих музеев, или выставок, которые по разным причинам не могут быть осуществлены в реальности; сайты реальных музеев, интерпретируемые создателями как виртуальный музей; портал, объединяющий группу сайтов (Виртуальный музей Канады); аппаратно-программный и организационный комплекс «Русский музей. Виртуальные филиалы»; уникальная мультисенсорная выставка «Ван Гог. Ожившие полотна»… Цель дискуссии – обсудить различные интерпретации понятия «виртуальный музей» и попытаться сблизить позиции.

7. Виртуальная этикетка. «Быть или не быть?» (Д.Гук, И.Кирюхина)
Виртуальная этикетка – что это? Зачем, где и когда она нужна. Разнообразие форм, достоинства и недостатки различных вариантов. Доступность, открытость, мобильность и интерактивность современных электронных этикеток.

8. Интеграция музейных, архивных и библиотечных каталогов. Возможен ли интегрированный поиск в цифровую эпоху? Опыт и проблемы сопряжения электронных каталогов. (О.Синицына, Н.Браккер)
Во многих музейных фондах хранятся рукописи, фотографии, печатные документы, книги, плакаты, газеты. Фотографии, открытки, плакаты, печатная графика, и другие  документы с одинаковой частотой встречаются в музейных, архивных и библиотечных фондах. В большинстве музеев есть научная библиотека и архив, в которых также хранятся рукописи, печатные документы и пр. Больше того, иногда одинаковые книги могут находиться в разных фондах и быть по-разному описанными, что правильно, но часто бывает неудобно для работы (особенно часто это встречается в литературных и мемориальных музеях). Рукописные фонды - это особая проблема. Вдобавок ко всему учет, описание, использование и хранение этих трех типов фондов регламентируются тремя разными законами РФ. Все эти проблемы становятся особенно острыми и актуальными в связи с программами по оцифровке музейных собраний. Речь пойдет о технических, программных и содержательных задачах и возможных решениях для одновременного поиска по трем типам электронных каталогов - музейного, архивного и библиотечного фондов, отражающих все богатство музейных собраний, и, таким образом, предоставления больших и лучших, более понятных возможностей для исследователей и всех, кто хочет работать с полным собранием музея.

9. Музейная коммуникация. Стресс-тест. (Т.Богомазова, Н.Толстая)
Если представить идеальную модель информатизации музея как квинтэссенцию опыта нескольких лидеров, то становится очевидным, что технологическую революцию в музейной сфере можно считать состоявшейся. Однако дисбаланс между ее результатами и достигнутым уровнем эффективности музейной коммуникации остается разительным. Причины этого требуют серьезного анализа в ходе дискуссии, которую предлагается развернуть вокруг следующих вопросов:
Музей как медиатор: как соотносится внутренняя и внешняя коммуникация в музее?
Музей как мобиле: посетитель - пассажир или рулевой?
Музей как медиа: когнитивный кризис или инструментальный коллапс?

10. Мобильные технологии в музеях. (О.Киссель, К.Мееров)
Мобильные технологии предоставляют новый сервис музейным посетителям. Являются ли они той волшебной палочкой, которая делает музей дружественным и привлекательным для молодой аудитории? Какие преимущества и недостатки этой перспективной и «модной» технологии? Практический опыт применения мобильных технологий, анализ и классификация реализованных приложений. «Оживляют» ли мобильные технологии музей или являются преградой для непосредственной коммуникации посетителя с музеем?

11. Электронная коммерция в музее: Сеанс магии с последующим разоблачением. (А.Артамонов, В.Определенов)
Электронные платежи и услуги становятся частью обычной жизни. Готов ли музей принимать оплату через сайт? Насколько законно и обосновано это желание? Как это сделать? Стоит ли овчинка выделки? Можно выделить общие для всей музейной сферы направления развития электронной коммерции, связанные со следующими категориями товаров и услуг: билеты в музей и на мероприятия, проходящие в музее; музейные услуги (экскурсий, абонементов, запись на консультации и т.д.); музейные сувениры (репродукции, книги, реплики и т.д.); мультимедиа на компакт-дисках; специальные электронные приложения для планшетных и мобильных устройств; цифровых копий произведений искусства, хранящихся в музее, и прав на их воспроизведения. Обсуждение вопросов комплексного подхода к созданию и реализации стратегии электронной коммерции музея

12. Будущее музея: Новые сервисы для новой аудитории. (А.Михайлова, Ю.Тавризян)
Направления музейной деятельности, которые определяют будущее. Молодежь в музее. Проекты, нацеленные на привлечение молодежной аудитории. Как молодое поколение воспринимает традиционные способы представления музейной коллекции? Цифровые технологии стали частью повседневной жизни молодежи. Должен ли музей полностью отвечать запросам (ожиданиям) молодежной аудитории? Молодое поколение сотрудников музея. Только они способны сделать музей более современным? Бесценный опыт и смелые решения. Как соединить традиции с инновациями?

13. Молодежный Клуб АДИТ. Музейный IT-StartUp. Проекты и идеи студентов и молодых специалистов в музейном деле. (Н.Селиванов, С.Кудрявцева)
Новый формат конференции, представляющий проекты и идеи молодых специалистов в музейном деле. «Музейный IT-StartUp» – это возможность для молодых специалистов позиционировать свои знания, творческие инновационные идеи, аналитические работы, утопические проекты. В центре внимания «Музейного IT-StartUp’а» социальные аспекты музейной деятельности – миссия музея как института памяти, реализуемая с помощью IT


КАМИС-КЛУБ. Представление новой версии системы КАМИС. (Ведущие - Ю.Лошак, Е.Кощеева)
Анонс новой версии системы КАМИС, самые интересные события в мире КАМИС за прошедший год, планы и перспективы, дискуссия


МАСТЕР-КЛАССЫ. 1-2 эксперта, указанные в программе в скобках, - с выступлением, затем вопросы-ответы и обсуждение

1. Использование облачных технологий и сервисов в повседневной работе музея. (В.Определенов, Ю.Лошак) Цель мастер-класса дать общие понятия об облачных технологиях, дать краткий аналитический обзор наиболее распространённых на сегодня сервисов и устройств, рассказать методики и принципы работы с ними, презентовать опыт ведущих по активному использованию облачных технологий и сервисов в ежедневной деятельности.

2. «Контора пишет...» Электронный документооборот. (С.Черкалин,  Ю.Дубровская) После краткого изложения истории систем электронного документооборота ведущие предполагают дать справку по основным принципам и технологиям, дать обзор современных систем и вариантов платформ для корпоративных порталов, перечислить задачи, которые необходимо решить для введения элементов подобной системы, и поделиться опытом ГМИИ им. А.С. Пушкина и Рыбинского музея-заповедника

3. Образовательные онлайн ресурсы. (О.Синицына, И.Музалевская) Будут рассмотрены две группы образовательных онлайн-ресурсов: онлайн-ресурсы музея для посетителей и образовательные онлайн-ресурсы для музейных специалистов. В первой части будут представлены примеры зарубежных и отечественных музейных ресурсов онлайн, приведена их типология, проанализированы основные подходы и форматы разработки образовательных блоков. Как работают музейные онлайн-ресурсы, и как ими пользоваться, что из существующей практики стоит взять на вооружение, и какую информацию выкладывать в интернет для виртуальных посетителей музея. Во второй части будут представлены образовательные онлайн-продукты, предназначенные для специалистов сферы культуры, предложен подход к разработке образовательных программ по культурному наследию и информационным технологиям.

4.Опыт цифрового краудсорсинга. Участие волонтеров в работе по информатизации. (Ф.Толстая) О проекте «Весь Толстой в один клик»

5. Статистика информационных ресурсов музея в сети интернет. (В.Определенов) Цель мастер-класса - помочь слушателям сориентироваться в основных показателях, методиках, принципах и технологиях сбора и подсчета статистики сайтов и страниц в социальных сетях музея. Для этого будет на конкретном примере проведен первичный анализ данных и сделаны выводы о необходимости корректировки или формирования стратегии интернет-коммуникации музея.

6. Использование системы Joomla как основы для сайта музея: возможности, процесс, результат. (А.Артамонов)

7. Музей в социальных сетях. (Т.Николаева, А.Михайлова) Реклама или обратная связь? Развлекать или просвещать? Компетенции и полномочия администраторов аккаунтов. Почему именно эти социальные сети? Как все начиналось, и что ждет впереди? Анализ российского и зарубежного опыта.


КРУГЛЫЙ СТОЛ. Музейная система - новые вызовы: болезнь роста или проблемы «глобализации».

Ведущие - Н.Гришанова, К.Романов (Государственный Эрмитаж), Ю.Лошак (ЗАО «КАМИС»)

Музейная автоматизированная система постепенно внедряется в деятельность музея. Растет база данных и число пользователей, многие задачи успешно решаются, некоторые ускоряются, но возникают новые проблемы. В значительной степени они порождены изменением роли и места системы в жизни музея. К наиболее существенным из них можно отнести:
- Нарастание сложности.  Размывание и усложнение структуры базы данных, процедур подготовки документов и форм документации из-за разнообразных требований подразделений музея.
- Множественность данных.  Появление нескольких рядов информации, что порождает сложную проблему контроля за их синхронизацией. Схожие проблемы с изображениями.
- Достоверность или законность?  Потеря оперативности в актуализации информации, связанная с тем, что любое значимое изменение данных о предметах должно быть оформлено большим количеством бумажных документов.
- Многообразие и Стандарт.  Проблема внесения в систему специфичной информации, отличной от общепринятой, т.к. каждый новый тип данных может быть зафиксирован только после внесения изменений разработчиками.
- Словарь – помощник или враг?  Использование справочников приводит как к  упрощению, так и усложнению ввода. Информация в них должна стандартизоваться, но тогда она не отражает частные написания в конкретных случаях